«Ревизор.ru» взял интервью у руководителя некоммерческой организации «Колесо обозрения» Натальи Черкасовой.
Автор: Елена Сафронова
В минувшем сентябре в московском культурном центре «Интеграция» имени Н.А. Островского были награждены победители крупнейшего всероссийского инклюзивного творческого конкурса «Я художник – я так вижу», а также открыта выставка их работ «Колесо в искусстве». Участники конкурса — это дети и молодые люди с инвалидностью, а также их братья и сестры в возрасте от 6 до 20 лет.
Конкурс «Я художник – я так вижу» – создан некоммерческой организацией по социокультурной реабилитации людей с инвалидностью «Колесо Обозрения». Он существует с 2016 года, в этом году проходил уже в пятый раз при поддержке Фонда президентских грантов. Особенностью программы 2020 года стала большая работа онлайн, а именно мастер-классы, помогавшие подготовить конкурсные задания (занятия доступны на сайте ятаквижу.рф).
Выставка рисунков и работ молодых людей действовала до 11 октября. Специальным партнером конкурса выступил ГМИИ им. А.С. Пушкина. Всего же у конкурса уже 26 музеев-партнеров из разных городов России.
Музыкант, актер и лидер группы «Несчастный случай» Алексей Кортнев написал гимн для «Колеса Обозрения». В этой песне есть красивые слова: «С Колесом, в Колесе отправляемся все прямо в залы музейные, сотни тысяч картин мы увидеть хотим с «Колесом Обозрения!» На композицию создан клип с использованием анимированных работ детей-конкурсантов.
О том, как «Колесо обозрения» уже шесть лет приходит с семьями, в которых есть дети с инвалидностью, в музеи, «Ревизору.ru» рассказала глава организации Наталья Черкасова.
Наталья, какова форма организации «Колесо обозрения», и как давно она существует?
Автономная некоммерческая организация. Свою деятельность мы ведём с 2014 года, как организация существуем с 2017.
Чем был вызван переход к организационной форме?
Наша деятельность начиналась как волонтёрско-социальная инициатива – совместно с музеями мы организовывали мероприятия для семей, в которых есть дети с инвалидностью. Потом это стало профессиональной деятельностью, и мы поняли, что для дальнейшего развития нужен определённый юридический статус, чтобы получать гранты и осуществлять проекты, которыми мы хотели заниматься. Так появилась организация. До этого мы существовали как социальные предприниматели и были зарегистрированы как ИП.
С чего началась ваша деятельность по арт-терапии для таких особенных людей?
Деятельность началась как социальная инициатива нескольких человек, которым нравилось искусство, нравилось посещать музеи, и которые считали, что музеи недостаточно открыты для людей с инвалидностью или семей, в которых есть такие дети. На тот момент это действительно было так. И наша группа энтузиастов организовала занятия в музеях для семей, в которых есть дети с инвалидностью. Потом стало понятно, что подобная деятельность должна быть не досуговой, а системной: в ней существует потребность как со стороны музеев, так и со стороны семей. Мы уверены: музеи должны учиться работе с людьми, обладающими особенностями развития, и обеспечивать им не только физическую, но и другие виды доступности своих коллекций. Хочу отметить, что за прошедшие шесть лет ситуация изменилась кардинально, особенно в Москве.
Может быть, вам помнится яркий случай, с которого всё началось?
Случая как такового не было, но была идея: наше государство, наш город Москва, можно сказать, является одной из культурных столиц мира. При этом с точки зрения доступности, открытости культурных учреждений, прежде всего, для людей с особенностями ментального развития, мы очень отстаём от Европы и Америки. Осознание вызвало желание менять эту часть нашего социума, отношение людей в целом к детям с ментальными особенностями. Помнится, скорее, серия событий, все их пересказывать нет смысла, но в конечном счёте они привели к реализации такого проекта.
Кого можно назвать основателями организации?
Основателем и директором организации являюсь я. Когда-то мы начинали эту деятельность вдвоем с подругой, на тот момент имевшей такую возможность и желание, потом к проекту подключились другие близкие мне люди. Но возможности меняются, людям приходится переключаться на иной вид деятельности. Сейчас состав команды другой, чем в самом начале деятельности.
А кто придумал название «Колесо обозрения» и почему именно оно?
В нашей команде поддержки была волонтер, которая занималась написанием новостей и материалов для публикации. Когда возник вопрос о том, как нашу организацию назвать, она набросала множество вариантов – но именно «Колесо обозрения» нам отозвалось. Мы тогда как раз создавали страницы в социальных сетях и выбирали изображения. В итоге выбрали картинку, где дети с шариками стоят на фоне колеса обозрения. Это символично: что даёт нам поездка на колесе обозрения? Яркие эмоции, впечатления, расширение границ понимания мира. А то, чем мы занимаемся – тоже возможность показать большую картину мира и расширить границы действительности.
Спасибо, давайте перейдём к конкурсу, который вы хотели представить нашему изданию.
Конкурс «Я художник, я так вижу» в этом году состоялся в пятый раз. Большая часть программы проводилась онлайн. Сегодня с коллегами из музеев мы подводили итоги конкурса. Как раз говорили о том, что сложившаяся глобальная ситуация с коронавирусом дала нам раскрыть много новых возможностей и увеличила потенциал конкурса.
Как родилась идея конкурса?
Идея конкурса возникла случайно, когда «Колесо обозрения» уже существовало, и у наших занятий были постоянные участники, которые в течение всего хода ходили в музеи. Когда наступало лето, дети разъезжались: кто на дачу, кто на реабилитацию, кто на отдых с родителями. В принципе люди не очень стремятся в музеи летом. Но нам хотелось и летом поддерживать связь с участниками, чтобы они не теряли интерес к искусству. Однажды мы придумали для ребят задание: сделать интерпретацию любого известного произведения искусства на их выбор. На тот момент наш конкурс поддержало четыре музея. Оказалось, что у ребят получаются очень интересные работы, и мы решили устроить их выставку. Всё складывалось буквально на ходу: мы сделали выставку в Центре культуры ЗИЛ. Это была интересная история, в которой были мастер-классы для поддержки тех ребят, кто остался в Москве, встречи с художниками и другие мероприятия. По итогам этих событий мы поняли: вот самостоятельный проект, который вдохновляет ребят и даёт им дополнительную информацию для изучения истории искусств, поиска той работы, что им понравится, создания интерпретации.
Так возникла концепция конкурса «Я художник, я так вижу» — инклюзивного конкурса для детей с инвалидностью и для их братьев и сестёр. Сейчас 30 процентов участников нашего конкурса – братья и сёстры, остальные – сами дети с инвалидностью. Приятно видеть, когда победителями становятся целые семьи! В этом году, например, победителями стали три девочки-сестры Филипс из Новосибирска, и каждую из них в качестве победительницы выбрал один из музеев, независимо друг от друга.
В чем особенности инклюзивной работы «Колеса обозрения» с людьми с инвалидностью?
Если говорить именно о конкурсе «Я художник – я так вижу», то это единственный конкурс в России, который поддерживается таким количеством музеев, причем ведущих музеев России: это и Эрмитаж, и Русский музей, и Государственный музей изобразительного искусства им. А. С. Пушкина, наш специальный партнёр. И ещё очень много хороших музеев поддерживали нас в этом году, всего их было 26. Музеи помогают в том, что организуют мастер-классы и по-другому раскрывают для участников конкурса свои коллекции.
Наш конкурс – тематический: каждый год мы придумываем новую тему. Каждый год мы выбираем новую тему для того, чтобы участники посмотрели на историю искусства с точки зрения заданной тематики. Когда Россия принимала Чемпионат мира по футболу, у нас была тема «Спорт в искусстве». В прошлом году, Году театра – «Театр». В этом году темой стало «Колесо в искусстве». Так же называлась и выставка, проведенная «по следам» конкурса. Колесо — это не только наш символ. Это один из простейших механизмов, движитель, преобразующий энергию в полезную работу. Каждая работа, представленная на выставке, была интерпретацией произведения искусства с «колесом» внутри, с любым круглым изображением, из коллекции любого музея мира.
Важной составляющей проекта являются мастер-классы. До 2020 года они проводились непосредственно в музеях, которые поддерживали конкурс. Большая часть, 16 музеев, московские. Остальные – музеи Петербурга, Омска, Абакана, Петрозаводска, Абакана, Саратова, Кемерова. География достаточно обширна, но мы работаем над тем, чтобы сделать её ещё шире.
И вы говорили о том, что онлайн-формат дал конкурсу новые возможности…
Да, в этом году наш проект быстро адаптировался к новым условиям онлайн-жизни и невозможности встречаться лично в музеях: поначалу они были закрыты, после были введены ограничения на мероприятия… Совместно с музеями мы разработали различные видео-материалы, красиво и профессионально созданные, которые доступны на нашем сайте ятаквижу.рф.
Также музеи проводили онлайн мастер-классы и встречи с художниками в Zoom’е. Только на этой платформе было проведено 28 мастер-классов. Сейчас на нашем сайте в бесплатном доступе находятся десятки пошаговых инструкций и видео мастер-классов, которыми может воспользоваться каждый.
Переход в онлайн-формат стал поворотным событием в жизни проекта. Сегодня мы обсуждали с музеями, что в следующем году, независимо от того, какая ситуация будет во внешней среде, онлайн-программа останется актуальной. Она важна: благодаря ей мы смогли привлечь к конкурсу участников, для которых ранее участие в мастер-классах было недоступно. К сожалению, не все люди могут посещать музеи. В этом плане возможности музеев расшились, как и география наших участников.
Интернет – великая сила.
Это так. Мы обсуждали, даже спорили, можно ли делать онлайн-программы для людей с ментальными особенностями, как сделать такие программы доступными для них. Но когда оказались в ситуации коронавируса, пришлось просто взять и сделать. Оказалось, что всё прекрасно работает. Конечно, есть дети и взрослые, которым такой формат труден, но у большинства онлайн-творчество прекрасно получается. У нас победили в конкурсе ребята, родители которых не подозревали, что у их детей есть интерес к творчеству, вообще к искусству до того, как случилась пандемия!.. А тут они стали подбирать своим чадам интересные онлайн-занятия, и у многих детей проявились способности и интерес к творчеству! Zoom для некоторых оказался чуть ли не более эффективным, чем оффлайн-встречи. Люди с ментальной инвалидностью зачастую испытывают стресс, когда нужно добираться в незнакомое место, переживать влияния внешней среды, встречаться с незнакомыми людьми… А дома обстановка комфортная, и ребёнку проще сосредоточиться на том, что он делает. Меньше стресса, больше возможностей для концентрации…
Год для всех был сложный, но я удивилась, когда открыла наш календарный план и поняла, что мы двигались строго по нему, без отмен и переносов. Мы даже организовали выставку в центре «Интеграция» в Москве и провели официальное награждение победителей. Конечно, изменения пришлось внести в сам формат, но мы быстро адаптировались.
В каком направлении «Колесо обозрения» планирует развиваться дальше?
Решение о дальнейшем развитии онлайн-программы не может не радовать. Она останется бесплатной для всех желающих. Мы будем расширять спектр доступности обучающих материалов для людей с инвалидностью. В этом году мы ставили приоритетом адаптацию мероприятий для людей с ментальными особенностями, было также немного мероприятий для глухих и слабослышащих. На следующий год мы запланировали адаптацию мастер-классов для незрячих и слабовидящих, а также включение мероприятий на русском жестовом языке.
Кто занимался разработкой программ по знакомству детей с инвалидностью с искусством? Может быть, есть зарубежный опыт?
Нет, на чужой опыт мы не опирались. То, что мы делаем, с одной стороны, действительно уникально, но с другой – это то, что музеи реализуют в своей каждодневной деятельности. Сначала у нас были занятия в музеях. Чуть позже они были расширены для людей с ментальными особенностями. У «Колеса обозрения» есть формат занятий, который мы разработали со специально приглашенными педагогами, психологами и психоаналитиками для того, чтобы цикл занятий для таких людей был максимально полезен. Но сами занятия и образовательные программы ведут педагоги, методисты, экскурсоводы музеев. Наша задача – обеспечить их координацию этих групп, их наборы, сопровождение, и обучить самих педагогов основам взаимодействия с людьми с инвалидностью, чтобы убрать психологические барьеры и понять, как правильно общаться. «Колесо обозрения» обеспечивает организационно-административную деятельности по набору групп, сопровождению, обеспечению безопасности как комфорта. Важно, например, чтобы детей встречал один и тот же координатор – они чувствуют себя спокойно, когда на новой площадке видят уже знакомого человека. Наш шаблон занятий также предусматривает, чтобы детям было комфортно. Это вводная часть, основная часть (экскурсия, мастер-класс), после мы обязательно пьём чай и обсуждаем всё, что увидели и услышали – это хорошо для рефлексии и фиксации новых знаний.
Скоро будет год, как мы не проводим физических экскурсий. Но в интернете мы также взаимодействовали. Провели тренинг с представителем некоммерческой организации «Особое детство», составной частью «Центра лечебной педагогики».
Вместе с экспертами мы разработали рекомендации по созданию пошаговых инструкций, провели обучение методике онлайн-занятий для людей с ментальными особенностями. Сейчас музеи самостоятельно делают онлайн-программы, а мы ведем собственный проект с двумя педагогами, художниками и историками искусства. Один из них – цикл по истории искусства для людей с ментальными особенностями, другой – курс по акварели, где ребята учатся рисовать онлайн. Ещё готовим цикл совместно с Музеем востока, где еженедельно проходят занятия по тематике музея.
О вашей территориальной подведомственности. «Колесо обозрения» – московская организация, или уже всероссийская?
Наши стандартные музейные программы мы делаем только с музеями Москвы. Конкурс был исключением – это единственный проект, в рамках которого мы работаем во всероссийском масштабе. Раньше это был для нас скорее летний проект, а основная деятельность строилась на организации мероприятий в музеях Москвы. В этом году конкурс стал ключевым проектом. Его масштабы таковы, что мы начали работу над ним в марте – а сейчас только-только подступаем к закрытию организационных вопросов. После оглашения результатов мы поддерживаем связь с победителями, создаём видео о них и проекте, распространяем информацию об итогах конкурса. Это важно для продвижения идеи инклюзии в обществе.
Но представителей или координаторов «Колеса обозрения» пока в других городах нет? И собираетесь ли вы это делать?
Представителей пока нет. Расширять сеть представительств – когда-то такая идея была, но сейчас происходит глобальная трансформация всей жизни, и поэтому точно сказать тяжело.
Можете привести какие-то цифры, иллюстрирующие ваши достижения?
Через конкурс прошло более 1200 человек: в этом году в нём участвовало 400 человек, в прошлом – чуть больше 200. У нас было 52 победителя. 34 человека получили специальные призы конкурса. География обширна: победители живут и в Москве, и в Санкт-Петербурге, и в Саратове, и в Новосибирске. Раньше 80 процентов победителей были из Москвы, а сейчас – всего 26 процентов.
Что, помимо удовольствия и душевного развития, получают победители конкурса?
Самое важное – что работы участвуют в московских выставках и получают возможность презентации. После выставки в Москве работы едут на другие выставочные площадки; для нас существенно, чтобы конкурс выходил за рамки музейных стен и чтобы работы были представлены где-то за пределами конкурса. Не связанные с конкурсом и музеями люди тоже должны иметь возможность познакомиться с работами наших участников.
Также все победители получают материальные призы, всем участникам мы дарим одинаковые подарки. В этом году призовой фонд был очень хорошим: большие наборы материалов для творчества, скетчбуков, также мы впервые издали каталог работ победителей.
Каждому победителю, которого выбрал музей, этот музей готовит собственный приз. Каждый участник получает от нас электронный сертификат. А на следующий год мы ищем возможности поощрить материально вообще каждого участника: хотя бы вручить небольшой сувенир от организаторов за участие в конкурсе. Мы получаем действительно интересные работы, и музеям с каждым годом всё сложнее определять победителей.
Расскажите о своих источниках финансирования. Можно выразить благодарность.
Огромная благодарность Фонду президентских грантов, благодаря которому в этом году проект состоялся. На самом деле, он – один из основных источников финансирования «Колеса обозрения». Безусловно, благодарим группу ИТ-компаний компаний ЛАНИТ, которая помогала нам в этом году. Благодарим ArtSocial Foundation, который осуществлял финансирование призового фонда. Также наши партнеры – это компания Zeelandia, производитель ингредиентов для хлебопекарной и кондитерской промышленности. Студия «ТВ Тим Продакшн» —команда продюсеров, сценаристов, режиссеров, операторов, которая помогает благотворительным фондам на льготных условиях. Также существует акция «Мерч за добро», — они ежегодно помогают некоммерческим организациям, создавая сувенирную продукцию для разных проектов. Мы оставили заявку и получили от них прекрасные скетчбуки и тканевые сумки, которые стали отличными дополнениями к подарку. Наш давний партнер – фонд «Обнажённые сердца» — осуществляет широкую информационную поддержку. Другие важные партнеры «Колеса обозрения»: в этом году нам очень помогла социальная сеть «Одноклассники». С нею мы делали прямые эфиры мастер-классов, которые набрали более миллиона просмотров. «Одноклассники» также отметили двух победителей со своей стороны и предоставили им подарки. Они же оказали нам важную информационную поддержку.
Хотелось бы в очередной раз поблагодарить сотрудников музеев: они действительно очень много делают для конкурса. Именно их силами достигается такое насыщенное и интересное содержание конкурса, а еще они награждают выбранных ими победителей. Хочется упомянуть каждый музей, причастный к конкурсу:
Всероссийский музей декоративного искусства, музей-заповедник «Царицыно», Государственный Исторический музей, музей — заповедник «Ростовский кремль», Государственный музей искусства народов Востока, Русский музей и Эрмитаж, Государственный музей истории российской литературы имени В.И.Даля, Московский музей современного искусства, культурный центр «Интеграция» имени Н.А. Островского и многие другие. К конкурсу присоединяются не только музеи Москвы и Санкт-Петербурга. К нему примкнули Музей изобразительных искусств Республики Карелия, Омский областной музей изобразительных искусств имени М.А. Врубеля, Пермская художественная галерея, Президентский центр Б.Н. Ельцина (Екатеринбург), Приморская государственная картинная галерея, Саратовский государственный художественный музей имени А.Н. Радищева, Хакасский национальный краеведческий музей имени Л.Р. Кызласова.
Мы сотрудничаем с ИКОМ России (российским национальным комитетом Международного совета музеев), который помогает нам взаимодействовать с профессиональным сообществом и поддерживает нас во всех начинаниях. Также я благодарна команде проекта: Юлии Беловой, Екатерине Шуваевой, Полине Зотовой, Евгении Ивановой, на плечах которых лежал огромный пласт работы и решения проблем в этом году.
Наталья, всё это началось с вас. Скажите несколько слов о себе?
Моё первое образование не связано с культурой и музеями, я – маркетолог и экономист. Моя профессиональная карьера делится на две части: первая часть была посвящена работе в крупных интернациональных компаниях, где я занималась маркетингом, после я поступила в МГУ на факультет арт-менеджмента. Так через какое-то время возник проект «Колесо обозрение», в том числе благодаря людям, с которыми я там познакомилась, и знаниям, которые вынесла.
Сколько человек в команде «Колеса обозрения»?
Основной состав – это 3 человека, и ещё 3 человека нам помогают. Эти 6 человек и составляют основную команду.
Есть ли ещё какие-то темы, о которых я не спросила, но озвучить их необходимо?
Угнетает состояние неопределённости. Сейчас достаточно большое количество некоммерческих организаций находятся в таком положении, что буквально балансируют на грани. В этой ситуации очень хочется поддержки извне, не столько финансовой, сколько моральной. Хочется поддержки от общества, от музеев, доброго отклика от семей, с которыми мы сотрудничаем.
В России много организаций, которые развивают арт-терапию и инклюзию для людей с инвалидностью, почему вы на их фоне не «теряетесь»?
Организаций, которые занимаются инклюзией в той или иной мере, огромное множество. Наша уникальность в том, что мы – единственные в России, кто системно занимается развитием музейных программ для детей и молодых людей с ментальными особенностями. Арт-терапия – всё же область психологии, а наш вопрос – доступность искусства и комфортное устройство музеев для особенных людей. Как указано у нас в уставе: «Колесо Обозрения» — автономная некоммерческая организация по социокультурной реабилитации детей и молодых людей с инвалидностью, реализующая проекты об искусстве и творчестве в музеях для всех неравнодушных. Миссия организации — «сделать так, чтобы искусство и музеи были доступными для всех, независимо от их жизненных обстоятельств».
Совместно с ИКОМ России (российским национальным комитетом Международного совета музеев) и при поддержке благотворительного фонда Сбербанка «Вклад в Будущее» в 2016 году мы организовали проект «Инклюзивный музей», направленный на системные изменения внутри музеев. Впереди акция «Музей для всех», в этом году она пройдёт с 1 по 13 декабря. Её цель – привлечь внимание общества и людей с инвалидностью, в том числе к возможностям, которые музей может предоставить этим людям. Очень часто музеи располагают такими возможностями, но потенциальным посетителям информацию об этом найти тяжело, происходит разрыв коммуникации. Поэтому мы стараемся разным информационным ресурсам рассказывать о своей организации, своей деятельности и о возможностях музеев сделать шаг навстречу людям с инвалидностью.
Спасибо вам за это! Удачи!
Источник: Ревизор.ru