Колесо в искусстве: Жан Тэнгли. «Фатаморгана (Метагармония IV)»

Швейцарский художник Жан Тэнгли (1925-1991) был известнейшим представителем так называемого кинетического искусства, вдохновленного дадаизмом. Основное в этом направлении, как можно догадаться по названию – движение, а еще игра света, которая получается при движении, и звука, который это движение создает.

Сам Тэнгли так описывал свой отказ от традиционного «статичного» искусства: «Я мог бесконечно работать над одной картиной до тех пор, пока полотно не приходило в негодность: соскабливал краску и не давал ей высохнуть. Это был невозможный для меня процесс. Я не мог, скажем так, принять решение, что картина закончена. Именно так я пришел к движению. Движение позволило мне избежать этой окаменелости и законченности картины».

Движение делало жизнь произведения бесконечной, а само произведение – бесконечно меняющимся. Оно решало проблему выбора из избавляло автора от того, что критик Мишель Лакост назвал «тошнотой художника» (nausée du peintre) – страхом перед «мертвой» картиной.

Куратор выставки Тэнгли в Центре Помпиду написал, что искусство Тэнгли основано на движении колеса, рождающего бесконечное повторение и изменение, и это два ключевых принципа его работ, которые почти невозможно увидеть в одинаковом виде.

Одно из самых известных произведений Жана Тэнгли, которое видел каждый, кто хоть раз побывал в Париже – фонтан у Центра Помпиду, созданный в соавторстве с женой, художницей Ники де Сен-Фалль. 16 скульптур, созданных из очень легких материалов, двигаются под музыку Игоря Стравинского.

В 1978-87 годах Тэнгли создает серию работ под названием «Метагармонии», состоящую из движущихся, светящихся и звучащих панно, которые по мере создания серии становятся все сложнее и сложнее. Самым сложным и самым известным произведением этой серии стала «Фата-моргана», выставленная сейчас в Музее Тэнгли в Базеле.