Круглый стол. Ясно и образно: музейные поиски баланса между доступностью и художественностью 

14 декабря, среда, 17:00

Круглый стол.  Ясно и образно: музейные поиски баланса между доступностью и художественностью 

Модератор:  Евгения Киселева, заведующая отделом междисциплинарных проектов 

ГМИИ им. А.С. Пушкина, куратор программы «Доступный музей»

Участники: 

  • Полина Жураковская, старший научный сотрудник Музея Москвы, куратор проекта «Я и город»
  • Наталья Петухова,  искусствовед, куратор, сотрудница Государственного Русского музея  
  • Евгения Хилькевич, руководитель направления социокультурной интеграции, социальный педагог Федерального ресурсного центра по сопровождению детей с РАС МГПП 
  • Наталья Черкасова, основатель Автономной  некоммерческой организации «Колесо Обозрения» 
  • Аркадий Эрлих, биолог, художник, дизайнер, участник лаборатории и выставки «Я и город»

Культура на протяжении истории по своей сути осуществляла инклюзивную функцию в противовес природе. В ХХ веке расширяются границы художественной культуры и включения в поле искусства разных типов человеческого опыта. Эта часть общей логики социальной инклюзии, смещения перспектив и признания значимости языков и ценностей максимально разнообразных групп. Для современного музея инклюзивные проекты — это привлечение новых аудиторий и репрезентация культурной полиперспективности современного общества. В масштабе мировой системы искусства мы видим много примеров включения художников с нейроотличиями в выставочные проекты или артикуляции ментальных особенностей в историческом контексте. Для российских музеев масштабные инклюзивные проекты связаны с рядом вызовов, так как являются относительно новой социальной практикой. 

В рамках круглого стола будут представлены авторами презентации проектов «Я и город», «Вне истеблишмента» и «Я художник — я так вижу».

Полина Жураковская, Аркадий Эрлих «Я и город», Наталья Петухова «Вне истеблишмента», Наталья Черкасова «Я художник — я так вижу». 

Для дискуссии предлагаются следующие вопросы:

  • Как делать доступные проекты для людей с ментальными особенностями и при этом интересные широкой аудитории? 
  • В чем именно этот интерес?
  • Можно ли сказать, что ясность и простота нивелируют художественную ценность и цельность, искажают и делают плоскими смыслы? 
  • Можно ли показывать произведения непрофессиональных художников в одном пространстве с работами, признанными в профессиональной среде произведениями искусства? 
  • Посещая инклюзивные выставки, условно нейротипичные люди получают возможность познакомится с опытом, который им не знаком. Как подчеркнуть эту возможность, и в то же время избежать сентиментальных и экзотизирующих интонаций в экспозиционном пространстве и при этом репрезентировать тему инвалидности? Возможно ли это?

Круглый стол проводится при использовании гранта Президента Российской Федерации, предоставленного Фондом президентских грантов и гранта Благотворительного фонда социальной помощи и поддержки «Свет»