Колесо в искусстве: Константин Маковский «Барышня у окна с прялкой»

Константин Егорович Маковский (1839-1915) в конце XVIIII века был очень востребованным и даже модным художником. Он начинал с сугубо академической живописи, но со временем в его работах появились черты импрессионизма. Он стал одним из первых художников-передвижников (то есть членов Товарищества передвижных художественных выставок), которые противопоставляли себя академизму, считали, что живопись должна иметь социальную направленность и отражать трагический взгляд на действительность.

Но в 1880-е годы Маковский неожиданно увлекся изучением и коллекционированием женских костюмов прошлых веков. Особенно его интересовала Русь XIV-XV веков. На волне этого своего увлечения он создал большую серию полотен (более 60-ти), где в идеализированном и романтизированном виде были изображены писаные русские красавицы в детально выписанных исторических костюмах. За эти работы Маковского называли предателем идей передвижников.

«Барышня у окна с прялкой» была создана в 1890-х годах. Маковский нарядил модель в костюм из собственной коллекции и расставил вокруг предметы, которые тоже были в его собрании. Румяная чернобровая красавица в богатом праздничном наряде – именно такими художник хотел видеть женщин ушедших эпох.

Несмотря на то, что большинство работ Константина Маковского находятся в зарубежных собраниях, « Барышня у окна прялкой» по счастливому стечению обстоятельств попала в Нижегородский художественный музей, где и пребывает поныне.