Колесо в искусстве: Казимир Малевич «Точильщик»

Казимир Малевич – явление настолько огромное и значительное для искусства, что было бы наивно пытаться рассказать о нем в одном маленьком посте. Не все знают, что он был не только художником авангардистом, но и теоретиком искусства, педагогом, философом, писателем и поэтом. Его перу принадлежат, например, труды с выразительными названиями: «Лень как действительная истина человечества» и «Супрематизм. Мир как беспредметность, или Вечный покой».

Малевич разработал особую технику живописи – наложение красок одной на другую для получения особого рода цветовых пятен. Например, для получения красного пятна Малевич использовал два красочных слоя: нижний чёрный и верхний красный. Световой луч, проходящий через эти красочные слои, воспринимается зрителем уже не собственно красным, а с оттенком темноты. Знание об этом приёме позволяло экспертам выявлять подделки работ Малевича.

Картина Малевича, которую мы предлагаем вам в качестве источника вдохновения для конкурсных работ, известна под названием «Точильщик», но ее полное название звучит так: «Точильщик. Принцип мелькания». Этот принцип отражен на полотне следующим образом: руки и ноги точильщика изображены в разных положениях, как на стробоскопической фотографии.

Критики относят эту картину к стилю, объединяющему футуризм и кубизм, называя его футурокубизмом. Футуристическая энергия возникает в мелькании деталей, а кубистическая структурность – в множестве однородных элементов, способных составить любую конструкцию, которая воссоздаёт реальное явление, но в то же время может быть беспредметной.

«Точильщик» был написан Малевичем в 1912 году. В 1920-х годах он отправил картину на Первую русскую выставку, которая проходила сначала в Берлине, а затем в Амстердаме. На этой выставке картину купила нью-йоркская художница Катерина Дрейери увезла в США. В 1941 году она передала «Точильщика» в дар художественной галерее Йельского университета, где полотно хранится до сих пор.