Францев Игорь, 10 лет. “Пусть будет мир!” (г. Донецк, Ростовская обл.) — победитель Центрального музея древнерусской культуры и искусства имени Андрея Рублева
Игорь Францев совсем недавно познакомился с декоративно-прикладным творчеством. Полтора года назад он оказался на занятии у Татьяны Константиновны. Она 27 лет помогает детям с особенностями развития и здоровья осваивать необходимые навыки, выражать свои эмоции через арт-терапевтические методы, взаимодействовать с нормотипичными ребятами в одном коллективе.
У Игоря аутизм. Диагноз поставлен в возрасте полутора лет. Сейчас ему 10. Он не говорит, но многое понимает и пробует делать.
Рассказывает Татьяна Константиновна:
«Игорек – солнечный мальчик. Папа и мама активно с ним занимаются, очень включены в его жизнь, откликаются на все мои рекомендации. Огромный труд и терпение. Это, конечно, приносит плоды. Игорь знает буквы и цифры, начинает складывать пазлы. Конкретных увлечений пока нет, любит играть с мячом. Я с ними познакомилась летом 2021 года, пригласила на занятия кружка, который я веду много лет. Наши ребята — частые гости различных тематических выставок, творческих встреч, специальных экскурсионных модулей с арт-терапевтическим компонентом, мастер-классов.
Я узнала о конкурсе летом, было сложно быстро организовать кого-то для участия. А родители Игорька с радостью откликнулись. Мне очень понравилось, что можно не только рисовать, но и делать аппликацию. Этот вариант мальчику доступен. Игорю приглянулась техника торцевания. Он с воодушевлением клеил кусочки гофробумаги. Так увлёкся, что смог усидеть за работой больше 10 минут. Для него это сложная задача. До 9 лет он не держал в руках ножницы. Родители не рисковали их ему дать. Я решила пробовать. Стало получаться. Вырезали, конечно, вдвоём. А цвета сам выбирал и кусочки клеил, куда я подсказывала. Удивительно. Я сама не ожидала, что он такое сможет. Мы с ним большую работу провели, удовольствие получили оба.
Родители так впечатлились, что стали тренироваться дома. Пришли гордые, показали ещё одну работу: Игорь сам сделал яблоко в технике торцевания.
Мальчишке довольно сложно быть с другими детьми. Когда я только начинала с ним работать, папа приводил Игорька заранее, пока никого не было. Ему нужно время, чтобы освоиться. Он довольно шебутной, непредсказуемый, шумный. Ребята к нему относились настороженно, спрашивали, зачем он снова приходит, жаловались, что мешает им. А я считаю, что мы правильно сделали, объединив нормотипичных ребят и ребят с ОВЗ в одном коллективе. Я всегда на такие комментарии отвечаю: «Не оценивайте, не отвергайте, а пробуйте понять и принять, тогда и помочь сможете. Ваше участие для него – большая ценность». Когда мы узнали о победе, я собрала всех своих учеников и сказала, что Игорь победил в престижном конкурсе. Вручила ему маленький подарок – игрушку-антистресс. Иначе ему сложно понять, что он сделал что-то значимое. И это был поворотный момент в отношении детей к нему: появилась чуткость, любопытство общаться, уважение. Вы бы видели его глаза. Он сиял. Очень трогательно.
Для нашего кружка это первый опыт участия в таком проекте. Благодарю организаторов конкурса за возможность проявить свои таланты ребятам с ограниченными возможностями здоровья. А они действительно талантливы. Я в них очень верю».
Историю записала журналист Светлана Власова.